Все комментарии пользователя Valentinkaa

Уважаемые друзья!

Данный сайт и домен продаются. По всем вопросам обращайтесь на poselenia@gmail.com.

Valentinkaa аватар
Не в сети
 Карма: слушатель (0)
 На сайте с 29.06.2019. В последний раз был здесь 5 лет 23 недели назад.
 : Нет
4 Июль 2019 - 21:05

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
На огромной территории Восточная Сибирь в условиях резко континентального климата и контрастного пересеченного рельефа можно встретить суровые арктические пустыни и сухие степи, тайгу и своеобразные высокогорные ландшафты.

Значительное протяжение Восточной Си­бири с севера на юг является причиной хорошо выраженной на равнинах и пло­скогорьях широтной зональности почв и растительного покрова; в горах же они образуют систему высотных почвенно-растительных поясов.


По сравнению с Русской равниной и даже соседней Западной Сибирью грани­цы зон здесь значительно смещаются на север: редкостойные лиственные леса распространяются на Таймыре до 70—72° с. ш.— много севернее полярного круга. В целом флора и фауна Восточной Сибири отличаются большим разнообразием, чем флора и фауна равнин западной части страны, содержат много реликто­вых и эндемичных видов растений и животных, родственных восточноазиатским и центральноазиатским.

Современная растительность Восточной Сибири сформировалась в основном в течение четвертичного времени. Раньше, в неогене, на равнинах Восточной Сибири в условиях теплого и влажного климата произрастали сначала широколиственные и смешанные леса из бука, каштана, кле­на, болотного кипариса, орешника, а за тем темпохвойная тайга из относительно теплолюбивых североамериканских деревь­ев: ели Волосовича, горной сосны, а так­же дуба, грецкого ореха, лещины, тсуги и других широколиственных пород.

В начале четвертичного периода, когда на юге и востоке Сибири поднялись горы, а на севере отступило море и климат стал резко континентальным и холодным, широколиственные и североамериканские хвойные породы вымерли и место их за­пили темнохвойные таежные массивы, близкие по своему составу к современной темнохвойной тайге Западной Сибири.

В се­редине четвертичного времени на севере Евразии началась эпоха мощного оледене­ния. Однако и Восточной Сибири ледники и фирновые поля покрывали лишь терри­торию Северной Земли, Таймыра и гор­ные хребты Саян, Северного Забайкалья и Яно-Колымского края. После их отступа­ния началось формирование современной растительности.

Многие считают, что имен­но в Восточной Сибири, где климатиче­ские изменения в четвертичное время бы­ли не очень значительными, сформирова­лась флора и фауна нынешней тундры и тайги, распространившаяся затем на за­пад.

Рассмотрим почвы, растительность и жи­вотный мир природных зон Восточной Сибири. Предварительно же заметим, что например, почвы Восточной Сибири, так же как и климат, далеко не везде бла­гоприятны для развития сельского хозяй­ства.

Там же, где оно уже есть, это до­стигнуто огромным трудом. Освоение си­бирских земель под пашню, несомненно, героическая страница истории нашего на­рода.

Собственно, то же можно сказать и об использовании растительных богатств Восточной Сибири, в первую очередь лес­ных. Ведь эксплуатация лесов в условиях сурового климата, бездорожья, на гигант­ской территории — это тоже подвиг.

Ландшафты арктических пустынь формируются в очень суровом климате с коротким и холодным летом и характерны только для лежащих вблизи северного побережья Восточной Си­бири островов — Северной Земли, Новоси­бирских, Ляховских — и самых северных районов Таймырского полуострова.

Гористые острова Северной Земли и архипелага Де - Лонга частично заняты ледниками и ледниковыми покровами, ли­шенными растительности скалами и круп­ноглыбовыми каменистыми россыпями. Почвенный покров всюду развит слабо, и только на равнинах формируются прими­тивные скрыто-глеевые и дерново-аркти­ческие почвы. Гумусовый горизонт в них очень маломощный — 1—3 см. На этих поч­вах ютится жалкая растительность, почти не поднимающаяся над поверхностью поч­вы. Это мхи, осоки, злаки. Камни покры­ты разноцветными пятнами лишайников. Но много и голых мест, вовсе лишенных растительности. Только на южных остро­вах и побережье Таймыра встречаются куртины цветковых растений: камнеломок, пушицы, куропаточьей травы, гравилата, полярного мака и арктических ив.

Животный мир арктических пустынь также беден. Летом здесь можно встретить диких северных оленей, а также мыше­видных грызунов (леммингов), которые служат основной нищей обитающего в этих местах песца.

На скалистых обрывах есть птичьи базары, где обитают чайки, чистики,поморники; на озерах летом встречаются гуменник — самый крупный из гу­сей — и гагары. Из тундровых птиц на севере постоянно живет только полярная сова. Промысловый интерес представляют животные моря и морских побережий белый медведь, морж и морской заяц.

Зона тундры занимает северную, прилегающую к морям Ледовитого океана материковую часть Восточной Сибири и тянется сплошной полосой, ширина которой на Таймыре достигает 500-600 км. Типичные для этой зоны тундровые почвы, обычно оглеенные, развиваются в условиях низкой температуры, значительно, нередко избыточного увлажнения и плохой аэрации. Переувлажненность верх­него слоя вызывается, с одной стороны, недостаточным испарением, а с другой — залеганием близко к поверхности многолейтней мерзлоты.

Гумусовый горизонт почв маломощный. Ведь, растительных остатков в почве мало, да и те, что есть, разлагаются очень медленно и часто накапливаются на поверхности тонким слоем слаборазложившегося торфа. Мощность почвенного слоя иногда всего 10 - 15 см (ниже лежит многолетняя мерзлота), и если посмотреть на него в разрезе, то сверху лежит небольшой торфянистый слой, а ниже — глеевый гори­зонт.

Характерная особенность тундры — без­лесье. Среди растений тундровой полосы Восточной Сибири преобладают различ­ные мхи и лишайники, низкорослые ку­старники и кустарнички, некоторые многолетние травы, главным образом осоки и злаки. Наиболее существенные изменения растительности наблюдаются с севера на юг — от берегов Ледовитого океана к пер­вым форпостам лесной растительности па севере лесотундры. На крайнем севере по­всюду господствует арктическая тундра со скудной растительностью. Большую часть площади этой тундры занимают голые пятна и полигоны влажного суглинка или россыпи щебня. Фон растительною по­крова образуют дернипки зеленых мхов или кустистых лишайников — детрарии, алектории. тамполип. Среди них поднима­ются стебли куропаточкой травы, прогля­дывают светлые цветы крупки, нежно-го­лубые незабудки или яркие желтые голов­ки полярного мака. Встречаются также альпийская толокнянка, лапчатка, осока и некоторые злаки.

Южнее арктическая тундра постепенно переходит в мохово-лишайштковую. Мохо­вые тундры занимают пониженные участ­ки и склоны возвышенностей, а лишайни­ковые — лучше дренируемые вершины пес­чаных холмов. По речным долинам и защищенным от ветров склонам распола­гаются заросли тундровых кустарников: карликовой березки, полярной ивы и се­верной ольхи. Полярная ива настолько мала, что ее даже трудно назвать кустар­ником. Восточнее Лены особенно типичны кочкарные тундры, в растительном покро­ве которых преобладает пушица. Лишай­никовые, особенно ягельные, тундры пред­ставляют собой лучшие зимние пастбища для оленей.

Южная часть зоны занята кустарнико­выми тундрами. Характерные для них за­росли кустарников состоят из низкорослой березки и ольхи, высота которых достигает иногда 1,5 и даже 2 м. В заболоченных понижениях они обычно сменяются раз­личными кустарниковыми ивами. На са­мом юге подзоны кустарниковой тундры сначала на склонах долин, а затем и на междуречьях появляются отдельные экзем­пляры лиственницы. Здесь, на самом се­верном пределе своего распространения, лиственница мало похожа на то величест­венное дерево, которое южнее является украшением восточносибирской тайги: она приобретает стелющуюся форму, ветви ее распластаны у самой поверхности земли, а тонкий искривленный ствол не поднимает­ся выше 2-3 метров.

Фауна тундровой зоны небогата и одно­образна. Наиболее характерны для нее ма­ленькие мышевидные грызуны — леммин­ги и поленки. В тундре постоянно живет песец. Летом его шкура имеет непригляд­ную серо-бурую окраску, но зимой песец покрывается очень пушистой и густой бе­дой шерстью. Белоснежная шкурка песца ценится высоко, и поэтому он считается наиболее важным промысловым животным тундровой зоны.

На короткое лето с юга на тундровые озера прилетают многочисленные птицы: гуси, белолобые и краснозобые казарки, гагары, чайки, кулики. Много лет назад во многих районах во­сточносибирской тундры весной и осенью можно было встретить стада диких оленей в тысячу и более голов.

Восточная Сибирь — край преимущест­венно таежный. Зона тайги простирается здесь от рубежей лесотундры до границы с Монголией на пространстве около 5 млн. кв. км, из кото­рых 3455 тыс. кв. км занято таежными лесами с общими запасами древесины более 38 млрд. куб. м. Тайга покрывает широкие водоразделы Средне-Сибирского плоскогорья, взбегает на крутые склонных хребтов и по узким ущельям подбирается к гольцовым вершинам.

Почвы и растительность таежной зоны Восточной Сибири развиваются в более благоприятных условиях, чем в зонах тундры и лесотундры. Но все же климат здесь суровый, резко континентальный. Осадков выпадает меньше, чем в западных областях РФ, мощность снежного покрова обычно невелика, и почти повсеместно рас­пространена вечная мерзлота. Рельеф бо­лее пересеченный, чем в соседней Запад­ной Сибири, а на щебнистом элювии ко­ренных пород формируются каменистые, нередко маломощные почвы.

Болот в Восточной Сибири немного, и встречаются они главным образом в пределах низменностей и на плоских, слабодренированных междуречьях.

В южной подзоне восточносибирской тайги преобладают сосновые боры на западе и густые лиственничные леса на востоке. Чаще, чем на севере, здесь встречаются темнохвойные леса из ели и кедра, и занимают они не только речные долины, но и некоторые повышенные, лучше увлажняемые междуречные пространства.

Сосновые боры особенно типичны доз долины Ангары, где они тянутся полосой до 50—60 км ширины. Под кронами высокоствольных сосен располагаются либо заросли даурского рододендрона, кустарни­ковой ольхи и шиповника, либо густой ковер блестящей темно-зеленой брусники.

Местами наземный покров сосновых боров состоит из вейника, чемерицы и других-трав.

Среди южной тайги Красноярского края и Иркутской области в котловинообразных понижениях или долинах рек располага­ются значительные по площади «острова» лесостепей – Ачинской, Красноярской, Кан­ской, Тулунской и Иркутско-Балаганской.

На их территории чередуются то луговые степи, то остепнениые луга, то участки бе­резовых и сосново-лиственничных лесов на серых лесных глееватых почвах, а так же на оподзоленных или выщелоченных черноземах. Но даже здесь почвы длитель­ное время скованы сезонной мерзлотой, глубоко протаивающей лишь к концу лета.

Значительная часть островных лесостепей Восточной Сибири распахана или исполь­зуется в качестве пастбищ и сенокосов. Нет сомнении в том, что некоторые лесостепные участки имеют антропогенное происхождение и сформировались на место сведенной жителями тайги. Об этом в частности, свидетельствует преобладание в таких местах вторично-подзолистых почв, формировавшихся некогда под лесным покровом.

Условия природной среды в восточносибирской тайге благоприятны для жизни многих животных. В течение всего года они находят здесь обильные и разнообразные корма — семена хвойных деревьев, ягоды и сочные травы приречных лугов. В тайге многие животные могут укрыться от своих врагов среди густой кроны деревьев или в зарослях таежных кустарников. В целом фауна Восточной Сибири, значительно богаче и разнообразное фауны соседней Западно-Сибирской низменности.

Из крупных животных восточносибирской тайги наиболее характерны бурый медведь, росомаха, рысь, лось (вес которого достигает иногда 500 кг). Встречаются лисицы — красная, крестовка или сиводушка. Из небольших хищников типичны колонок, лесной хорек, а на юге — барсук, горностай и ласка. Здесь обитают отсутствующие западнее кабарга и снежный баран — чубук, становятся бо­лее многочисленными соболь и северный олень.

Но особенно много различных грызу­нов. Из них наибольшее промысловое зна­чение имеет белка, которая во многих районах служит основным объектом охот­ничьего промысла; кроме нее повсюду встречаются подвижный бурундук, заяц-беляк, летяга, мышевидные грызуны.

Кое-где до сих пор сохранились грациозные косули и бобры. В некоторых районах Якутии, даже вблизи полярного круга, появляются такие стенные животные, как длиннохвостый суслик и чериошапочпый сурок.

Еще богаче и разнообразнее мир перна­тых. Тут обитает около 200 видов различ­ных птиц, большинство из них — типично таежные жители.

Это глухарь, рябчик, трехпалый дятел, клесты, кедровка, кукша, каменный глухарь, черная ворона, утка-касатка, некоторые воробьиные и многие другие.

На таежных водоемах летом живут многочисленные водоплавающие — гуси и утки, а на лугах и болотах — кулики. Далеко на север проникают некото­рые южные птицы: скалистый голубь, полевой жаворонок.

Большое разнообразие ландшафтов горных областей Восточной Сибири обусловлено в первую очередь изменениями климатических условий с высотой и географическим положением гор. Чем южнее располагаются горы и чем выше они поднимаются, тем больше ланд­шафтных поясов встречается в их преде­лах. Хорошим примером этому служат различия горных областей юга Восточной Сибири и хребтов Яно-Колымского края.

Саяны, Тува и горы Южного Забай­калья лежат в тех широтах, в которых на соседних равнинах располагаются степи или лесостепи. Во многих местах черно­земные почвы и степная растительность распространяются здесь на нижние части горных склонов и в межгорные котловины, образуя характерный горностепной пояс.

Выше идет горнотаежный пояс, а там, где горные хребты достигают значительной высоты, весьма отчетливо выражены поясы альпийской растительности и высоко­горной пустыни. Горы же Яно-Колымского края в ландшафтном отношении более од­нообразны и характеризуются преоблада­нием нагорных каменистых тундр да редкостойных лесов из даурской листвен­ницы.

В горах Тувы на высотах от 1000 до 2000 м преобладают лиственничные леса. На плоских выровненных поверхностях и по широким долинам рек Восточной Тувы среди горной тайги нередко располагаются обширные безлесные болота, на которых растут различные осоки, сабельник, хвощи, карликовая березка и полярные ивы.

В южном Забайкалье повсюду преобладают либо светлые лиственничные леса — на северных склонах горных масси­вов, либо сосновые боры — на более сухих южных склонах. Только в самой верхней части горнотаежного пояса вместе с лиственницей появляется кедр; низкорослые его экземпляры и выходят к верхнему пре­делу распространения древесной расти­тельности. Лишь в сильно расчлененных хребтах побережья Байкала встречается темнохвойная тайга.

Но особенно разнообразен в горных лесах мир пернатых. Из крупных таежных птиц здесь постоянно живут глухарь и тетерев, обычны также рябчики, дятлы, дрозды, кедровка, алтайская завирушка и многие другие.
Заметно беднее фауна высокогорья. Правда, летом в нем нередко можно встретить сибирскую косулю, горного козла, барана (архара), кабаргу, марала, а также сурка, пищух, а на покрытых ковром свет­лого ягеля участках горной тундры — стада диких северных оленей. Однако уже и в сентябре, когда высокие горы покрыва­ются снегом и вступает в свои права зи­ма, верхний пояс гор становится пустын­ным и почти безжизненным. Большинство летних обитателей высокогорья уходят вниз, в леса горнотаежного пояса, а остающиеся готовятся к суровой зиме. Засы­пают в глубоких порах сурки, одеваются теплой светлой шерстью пищухи, прячут­ся в снег куропатки.

Многие животные горных областей Восточной Сибири имеют важное промысло­вое значение. К ним относятся в первую очередь пушные звери: белка, колонок, горностай, лисица, сурки. В горной тайге Саян и Северо-Западного Забайкалья охот­ники добывают соболя, мех которого ценится особенно высоко. В последние годы во многие районы были завезены цепные пушные звери — ондатра и норка, хорошо здесь акклиматизировавшиеся.

Стало традицией, что при характеристике природы Сибири много говорят о ее колоссальных естественных ресурсах. И это правильно. Но обычно забывают о другой стороне вопроса — освоении этих богатств. Ведь в условиях сибирской природы широкое их использование стало возможным только при той власти, когда хозяйственная деятельность опирается на науч­но обоснованные государственные планы, обеспечивающие комплексность и полноту использования естественных ресурсов, и когда наука и техника смогли обеспечить развитие экономики и эксплуатацию зна­чительной части ресурсов Сибири. Об этом надо всегда помнить, так же как и о том, что, несмотря на огромные запасы тех или иных полезных ископаемых, древесины и т.д., эксплуатация их требует бережного отношения, обязывает нас принимать меры к воспроизводству возобновляемых за­пасов естественных ресурсов — лесов, плодородия почв, запасов рыбы и других природных богатств.